Крымский полуостров расположен на 45-й параллели (так называемая «золотая середина» Северного полушария), на одной широте с южной Францией, северной Италией и Швейцарией.
Считается, что именно на этой параллели самый благоприятный климат – большая длительность летнего дня и достаточное количество солнечного тепла. Именно благодатного тепла, а не экваториальной жары.
Виноделы Франции этой широте придают особое значение и даже посвятили ей отдельную книгу «Магия 45-й параллели». Авторы книги называют 45-ю параллель идеальной широтой для мировых вин и полагают, что «волшебная полоса окружает нашу планету между 40-й и 50-й параллелями Северного полушария». Волшебная для виноделов и ценителей вина.
Свидетельством их правоты служит тот факт, что лучшие винодельческие районы мира сосредоточены на этих широтах: все страны Европы, производящие вино – от Португалии и Испании до Венгрии и Греции, а также все западное побережье Соединенных Штатов, где занимаются виноделием. 45-ая параллель проходит через Пьемонт – самый значимый винодельческий регион Италии; город Бордо – центр знаменитого французского винодельческого региона; а также долину Роны – второй регион Франции по количеству производимых вин. 45-ая параллель проходит также через полуостров Лилано в штате Мичиган, где производится большая часть вин США, и долину реки Уиллáметт, знаменитую орегонским Пино-нуар.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
-
В Крыму ровно на линии 45-й параллели — в точке, равноудаленной от экватора и полюса, находятся христианские святыни:
- Свято-Никольский храм в селе Мазанка под Симферополем
- Топловский Свято-Параскевский женский монастырь
- Монастырь Сурб-Хач (близ Старого Крыма)
- Кизилташский мужской монастырь (под Судаком).
Причем в местах находящихся в лесу, где люди ранее не селились! То есть места для храмов и монастырей явно были выбраны не случайно. Неизвестно, каким образом люди выбирали места для храмов — были ли у них такие хорошие астрономические инструменты или же люди выбирали эти места «сердцем»?
-
В Крыму ровно по 45-й параллели проходила линия Индийского телеграфа Лондон-Калькутта. После окончания Крымской войны одним из требований англичан Российской империи стало право на строительство этой телеграфной линии, длиной около 11 тыс. км. Строительство этой телеграфной линии вела фирма «Сименс». Линия была введена в действие в 1868г. и проработала до 1931г. Она проходила через Перекоп, Симферополь, Белогорск, севернее горы Агармыш и шла на Керчь. Еще сегодня можно видеть деревянные столбы в р-оне Восточной автостанции в Симферополе и в р-оне пос. Зуя. Земля вокруг столбов диаметром 3 метра считалась собственностью Англии.
-
Не обошел вниманием 45-ю параллель и М. Волошин. Еще в 1925 году в путеводителе «Крым» была напечатана его статья «Культура, искусство, памятники Крыма». Этот своеобразный «крымский манифест» дает немало информации пытливому уму. Особого внимания в ней заслуживает рассказ о проекте железной дороги, проходящей по 45-й параллели:
«Здесь — через крымские степи к Босфору Киммерийскому, а оттуда через Кавказ и Персию пролегал старый караванный путь, заглохший после того, как Оттоманская империя залегла на всех торговых дорогах, ведших через Переднюю Азию, а Васко де Гама открыл новые морские направления.
Но нужда в этом сухопутном пути не погасла. Больше всех в нем заинтересована Англия как метрополия Индии. Отсюда и условие, продиктованное России после взятия Севастополя.
Отсюда и железная дорога 45 параллели, проект которой был разработан еще до начала Европейской войны; а во время нее царское правительство, под давлением и по требованию той же Англии, уже начало осуществлять его.
Направление линии таково: Лондон — Париж — Лион — Турин — Ломбардия -Венецианская область — Триест — Югославия — Румыния — Одесса — Николаев — Перекоп — Джанкой — Владиславовка — Керчь — мост через Керченский пролив — Таманский полуостров — Кавказское побережье — и различными вариантами через Турцию и Персию на Индию.
Во время войны Россия уже закончила изыскания для моста через Босфор Киммерийский и велись работы на многих других участках, но гражданская война и новые политические сочетания прекратили эти работы.
Совершенно несомненно, что железнодорожная колея рано или поздно пройдет по старым караванным путям, и тогда Крым снова окажется на середине большого европейского пути в Азию, что совершенно преобразит его торговое и политическое значение».
- Писатель Александр Грин, летом 1931 года проходя мимо горы Коклюк (голубой обрыв), которая находится почти на 45-й параллели, любовался потрясающим видом на Баракольскую долину, Кара-Даг и Коктебельскую бухту. Южная оконечность горы резко обрывается и у подножья стоят выветренные каменные столбы. А. Грин назвал их «духами гор».
- В 2009 году на горе Клементьева в Крыму торжественно открыт памятный знак 45-й параллели.